Федеральной службой по труду и занятости было рассмотрено обращение по вопросам расследования несчастных случаев в результате противоправных действий других лиц и чрезвычайных ситуаций криминогенного характера, и сообщается следующее.

В соответствии со ст. 227 Трудового кодекса РФ (далее — Кодекс) в качестве основного квалифицирующего признака, определяющего обязанность соблюдения регламентированной трудовым законодательством процедуры расследования происходящих в организациях несчастных случаев, установлено исполнение пострадавшими во время происшествия трудовых обязанностей или выполнения какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также осуществление иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Кроме основного в указанной статье перечислен ряд дополнительных квалифицирующих признаков (следование пострадавших к месту служебной командировки, при их работе вахтовым методом, при следовании к месту выполнения работ на транспортном средстве, предоставленном работодателем, и т.д.).

Таким образом, с учетом императивных норм трудового законодательства, при разрешении вопроса о порядке расследования и квалификации любого несчастного случая следует учитывать, что только при наличии и сочетании указанных выше основного и дополнительных квалифици­рующих признаков несчастные случаи подлежат безусловной квалификации, оформлению и учету как несчастные случаи на производстве.

Наличие хотя бы одного из установленных признаков обязывает работодателя организовать и провести всестороннее расследование происшествия в целях принятия обоснованного решения о его квалификации. При этом практика расследования несчастных случаев на производстве свидетельствует, что при наличии основного квалифицирующего признака несчастный случай, как правило, подлежит квалификации как несчастный случай на производстве, тогда как наличие только дополнительного квалифицирующего признака еще не дает достаточных оснований для точной квалификации несчастного случая.

Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ст. 22 Кодекса следует, что если работник получил повреждения здоровья в результате противоправных действий других лиц или чрезвычайных ситуаций криминогенного характера при исполнении своих трудовых обязанностей или выполнении им правомерных действий в интересах работодателя (его представителя), т.е. при наличии основного квалифицирующего признака, то данные несчастные случаи расследуются комиссиями (в предусмотренных Кодексом случаях — государственным инспектором труда, самостоятельно проводящим расследование несчастного случая) в порядке, установленном ст. 227-230 Кодекса, и должны квалифицироваться как несчастные случаи на производстве.

Согласно ч. 1 ст. 230 Кодекса каждый несчастный случай, квалифицированный по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекший за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовым актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется актом о несчастном случае на производстве, который в соответствии с положениями ч. 1 ст. 230.1 Кодекса регистрируется работодателем (его представителем), осуществляющим в соответствии с решением комиссии его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме.

Одновременно информируем, что в настоящее время в целях совершенствования нормативной правовой базы в области охраны труда и в порядке реализации новых положений трудового законодательства, установленных Федеральным законом «О внесении изменений 8 Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР, утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 30.06.06 № 90-ФЗ, Минздравсоцразвития России инициирована разработка новой редакции Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

В соответствии с полномочиями, установленными ч. 8 ст. 356 Кодекса и п. 5.5.6 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 324, Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами по надзору и контролю в трудовой сфере осуществляются формирование сведений о несчастных случаях на производстве и проведение укрупненного анализа состояния и причин производственного травматизма.

При этом оперативные данные о происшедших несчастных случаях и пострадавших со смертельным исходом представляются государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации в разрезе основных видов экономической деятельности организаций (на основе дей­ствующего с 1 января 2003 г. Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и не предполагают учет количества погибших на производстве работников в результате противоправных действий других лиц и чрезвычайных ситуаций криминогенного характера, так как указанные погибшие могут быть работниками хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в различных видах экономики.

Анализ сведений о видах (типах) несчастных случаев с тяжелыми последствиями (по данным федеральной инспекции труда) показывает, что доля вида, классифицированного как повреждения в результате противоправных действий других лиц, в процентном отношении от общего количества несчастных случаев на протяжении ряда лет (2005-2009 гг.) колеблется от 3,5 до 4,5%. В частности, за 9 месяцев 2010 г. данный показатель составил 4,4%.

Начальник Управления надзора и
контроля за соблюдением
законодательства о труде И.А. Воробьев

Полученные разъяснения из Роструда оптимизма не придали. На многие принципиальные вопросы, поставленные редакцией и интересующие читателей, ответов не дано.

Например, сколько работников различных отраслей экономики ежегодно гибнет и травмируется в период исполнения ими трудовых обязаннос­тей в результате криминальных преступлений? К сожалению, в МВД России, Генеральной прокуратуре РФ, Следственном комитете РФ, Роструде, Росстате и ФСС России такими данными не располагают.

В представленном ответе дается ссылка на процентное соотношение числа криминальных несчастных случаев и общего количества несчастных случаев. На протяжении ряда лет (2005-2009 гг.) это соотношение, по утверждению Роструда, колеблется от 3,5 до 4,5%, но при этом конкретная цифра погибших и пострадавших от криминального травматизма не называется.

Приведенная ранее статистика МВД России за 2010 г. показывает, что пострадало более 80 тыс. граждан. Их здоровью был причинен тяжкий вред. А здоровью скольких работников нанесен вред легкой и средней степени тяжести?

Почему в стране нет истинной картины криминального травматизма? Это, по мнению автора, является результатом разного подхода к учету и расследованию несчастных случаев криминального характера. Во многом такое положение обусловлено отсутствием руководящих документов, изданных на уровне Минздравсоцразвития России и Роструда, которые должны устанавливать механизм взаимодействия с пра­воохранительными органами, занимающимися расследованием преступлений и правонарушений.

Дефицит правового регулирования

Еще одно сомнение в объективности и правильности учета несчастных случаев на производстве в результате противоправных действий третьих лиц вытекает из содержания нормативного акта Роструда.

Приказом Роструда от 21.02.05 № 21 определены формы отчетности, по которым территориальные государственные инспекции труда (ГИТ) представляют информацию о несчастных случаях, имевших место в их субъекте федерации.

В сведениях о видах (типах) несчастных случаев с тяжелыми последствиями (приложение 5 к приказу) предусмотрена графа 15 «Повреждения в результате противоправных действий других лиц». Исходными данными для нее является информация, представленная в ГИТ субъекта РФ добросовестными работодателями. При этом сверку с правоохранительными органами по травмам криминального характера в ГИТ не делают, и приказ Роструда их на это не нацеливает.

В графе 17 этого же отчета учитываются «Повреждения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминального или иного характера». Чем принципиально отличаются «повреждения в результате противоправных действий других лиц» от «повреждений криминального характера»? Каждый субъект отчитывается так, как ему заблагорассудится.

Документы, которые регламентировали бы механизм обмена информацией об учете несчастных случаев криминального характера между Минздравсоцразвития России, Рострудом и правоохранительными органами на региональном и федеральном уровнях, отсутствуют.

Необходимо подготовить документы, которые соответствовали бы реалиям сегодняшнего дня, но никто не проявляет инициативу и желание заняться их разработкой. А ведь приказом МВД России от 04.05.10 № 333 утверждена «Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», которая возлагает на органы внутренних дел (полицию) обязанность принимать, регистрировать и принимать решения по заявлениям (сообщениям) о несчастных случаях различного характера.

Из-за дефицита правового регулирования были созданы условия для искажения информации о криминальном травматизме. Множество людей гибнет и получает травмы в результате противоправных действий третьих лиц, в том числе в результате терактов. При этом мы имеем низкий процент криминального травматизма на производстве.

Должностные лица Роструда пытаются обойти молчанием ситуацию, когда гибель или получение работником травмы является следствием его профессиональной деятельности, — несмотря на то, что такие случаи нередки, как видно из представленного письма.

Подводя итог, можно отметить, что положительных результатов в работе по предупреждению гибели и травмирования работников на производстве можно достигнуть двумя путями — упорной работой по предупреждению несчастных случаев или лукавой статистикой.

Пока, похоже, мы идем по второму пути, который удовлетворяет не общество, не пострадавших на производстве от противоправных действий третьих лиц, а чиновников, рапортующих о своих достижениях и подтверждающих это данными о постоянном снижении травматизма на производстве.