В минувший вторник  4 августа 2015 года состоялось заседание Правительства РФ,  ключевым вопросом повестки дня которого стал вопрос о совершенствовании законодательного регулирования в сфере охраны труда. Открыл заседание Д.А. Медведев и после короткого вступления «о наболевшем», точнее, о санкциях, плавно перешёл к охране труда.

В своем выступлении председатель Правительства РФ  с удовлетворением сообщил о положительной тенденции – двукратном снижении уровня травматизма  в стране за  последние десятилетие, отметив при этом, что работу по снижению уровня травматизма нужно продолжать, сделав акцент на профилактику производственных травм и заболеваний.

Глава Правительства выделил четыре основных направления работы. Первое – выяснить «как применять механизм спецоценки условий труда, чтобы понимать, нужны ли корректировки законодательства». Что и говорить, «в яблочко» – систему придумали, внедрили, все взяли «под козырек»… выполняют, но вот как  применить ее результаты на практике до конца еще поняли. Так что теперь задача номер один – найти правильное применение СУОТ. Что ж, задача поставлена, и это уже хорошо.

Второе – «внедрение так называемого риск-ориентированного подхода на производстве, который позволяет объективно оценивать профессиональные риски на каждом рабочем месте.

В-третьих, улучшение службы профессиональных патологий, чтобы выявлять профессиональные болезни на ранних стадиях».

Четвертый пункт связан с совершенствованием системы социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, направленных на переход от возмещения ущерба к профилактике.

Понимание всей важности этих вопросов на столь высоком уровне очень радует и вселяет надежду на то, что охрана труда в России будет жить.

После Медведева с основным докладом выступил Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М. А. Топилин. Начал он с гордых заявлений о том, что Россия по уровню смертности на производстве лишь незначительно превосходит развитые экономики Европы, а по сравнению со странами БРИКС и вовсе выглядит передовиком. Далее представил слушателям краткий отчет о проделанной работе, в частности о внедрении СУОТ и механизмов декларирования условий труда. А после перешел к наиболее интересной части своего доклада, в частности,  обозначил основные задачи, стоящие перед министерством на следующую пятилетку.

Министр сообщил о планируемых изменениях в Трудовом кодексе РФ, которые будут предусматривать обязанность всех сторон трудовых отношений «на постоянной основе выявлять и исключать опасность травмирования и заболевания», а не просто соблюдать требования охраны труда.  Он также сообщил о планах полностью отказаться от списочного состава и перейти к гарантиям и компенсациям  на основе реальной оценки условий труда.

Неожиданным для многих оказалось заявление Топилина о готовности ослабить нормы и стандарты по охране труда для представителей микро- и малого бизнеса. И это именно то, чего малый бизнес уже давно ждал от Правительства. Какие именно «поблажки» будут даны малым предприятиям, министр не сообщил, но отметил, что при этом требования к охране труда и здоровью работников на производстве должны будут соблюдаться неукоснительно.

Вторым важным сообщением стали планы о внесении до конца 2015 года предложений об изменениях в ФЗ №125. Смысл в том, чтобы выявлять первичные признаки профзаболеваний на ранних стадиях, проводить своевременную реабилитацию работников и  выводить их из вредных условий труда, дабы потом не платить компенсации и не предоставлять гарантии  за заработанное профзаболевание. При этом, по заявлению Топилина,  страховые взносы должны будут остаться  на прежнем уровне дабы не повышать нагрузку на бизнес.

Еще одним интересным заявлением стала новость о предложениях Минтруда РФ увеличить с 2016 года части тарифов страховых взносов по несчастным случаям на превентивные меры с 20 до 30%.

Ну и последнее новшество, о котором Максим Топилин поведал на заседании Правительства РФ, стали планируемые изменения в работе госинспекций  по труду. Если точнее, Минтруд предлагает работодателям перейти на режим внутреннего контроля и режим самоинспектирования. Предполагается, что работодатели смогут сами оценивать условия труда у себя через так называемые проверочные листы, а реализована данная идея будет через специализированный интернет-сервис, который позволит осуществлять самооценку и получать заключение и консультации от инспекций труда для опять же самостоятельной корректировки на производстве. Даже название этому сервису уже придумали – «Электронный инспектор». Ох уж эти электронные сервисы… дорого они обходятся налогоплательщикам, можно только надеяться, что о данном проекте узнают все с лучшей стороны.

Скачать справку “О состоянии охраны труда в РФ по состоянию на август 2015 года”