Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (далее – СОУТ)

Для каких целей применяются результаты СОУТ 

  1. разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  2. информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  3. обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
  4. осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  5. организация в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  6. установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
  7. установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  8. расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  9. обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  10. подготовка статистической отчетности об условиях труда;
  11. решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  12. рассмотрение и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
  13. определение в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
  14. принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
  15. оценка уровней профессиональных рисков;
  16. иные цели, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Организация проведения СОУТ 

  1. Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя.
  2. СОУТ проводится совместно работодателем и организацией, соответствующей требованиям ст. 19 426-ФЗ, имеющий официальный допуск к деятельности по проведению СОУТ и привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора.
  3. СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.
  4. СОУТ проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений.

 

Комиссия по проведению СОУТ

Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению СОУТ, число членов которой должно быть нечетным. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

Основные обязанности комиссии:

  1. утверждает перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест*;
  2. утверждает результаты идентификации  вредных и (или) опасных факторов;
  3. принимает решение о декларировании или проведении исследований и оценки вредных и (или) опасных факторов;
  4. формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям
  5. принимает решение об использовании результатов производственного контроля при проведении СОУТ (по представлению эксперта);
  6. принимает решение о невозможности проведения исследований в случае, угрозы для жизни работников и  экспертов и отнесения условий труда к опасному классу;
  7. принимает решение о снижении класса условий труда по результатам оценки эффективности СИЗ на основании заключения эксперта
  8. подписывает и утверждает отчет о проведении специальной оценки условий труда.

Действия комиссии до начала выполнения работ по проведению СОУТ:

  • утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводится СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест;

* Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

 

Права и обязанности сторон, участвующих в проведении СОУТ 

Работодатель вправе:

  1. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;
  2. проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
  3. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;
  4. обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Работодатель обязан:

  1. обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
  2. предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
  3. не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
  4. ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  5. давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  6. реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

Работник вправе:

  1. присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  2. обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также – эксперт), за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  3. обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

Работник обязан:

  1. ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе:

  1. отказаться в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;
  2. обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:

  1. предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;
  2. предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;
  3. применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;
  4. не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать ее проведение в случаях:
    1. непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
    2. отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона;
  5. хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов 

Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.

Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

При идентификации должно учитываться:

  1. производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых проводятся обязательные медицинские осмотры работников;
  2. результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  3. случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
  4. предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

 

Вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию при проведении СОУТ

Физические факторы:

  • аэрозоли преимущественно фиброгенного действия;
  • шум;
  • инфразвук;
  • ультразвук воздушный;
  • вибрация общая и локальная;
  • неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные поля радиочастотного диапазона, излучения оптического диапазона: лазерное и ультрафиолетовое);
  • ионизирующие излучения;
  • параметры микроклимата (температура, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение);
  • параметры световой среды (освещенность рабочей поверхности);

Химические факторы:

  • химические вещества и смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля которых используют методы химического анализа, измеряемые в воздухе рабочей зоны, воде, на кожных покровах работников.

Биологические факторы:

  • микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах
  • патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний.

Факторы трудового процесса

  • тяжесть труда – показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма работника;
  • напряженность труда – показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.

 

Методики (методы) измерений факторов производственной среды и трудового процесса.

 

Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

  1. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
  2. Декларация подается на основании заключения эксперта организации, проводившей СОУТ. В декларации указываются реквизиты заключения эксперта и сведения об организации, проводившей СОУТ.
  3. Декларация подписывается руководителем юридического лица и заверяется его печатью, либо подписывается лично индивидуальным предпринимателем.
  4. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.
  5. В отношении рабочих мест, условия труда на которых на день вступления в силу Федерального закона № 136 от 01.05.2016г. по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с включением в нее данных рабочих мест.
  6. Формирование и ведение реестра осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами.
  7. Декларация соответствия действительна в течение 5 лет со дня утверждения отчета СОУТ.
  8. По окончании срока действия декларации (в случае отсутствия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) срок действия декларации продлевается на следующие пять лет.
  9. В случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

 

На что следует обращать особое внимание членам комиссии при проведении исследований вредных и опасных производственных факторов организацией, проводящей СОУТ

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей СОУТ.

При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в установленном порядке методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Методы исследований (испытаний) и методики, методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования (испытания) и измерения, определяются организацией, проводящей СОУТ, самостоятельно.

Результаты проведенных исследований оформляются протоколами в отношении каждого  производственного фактора, подвергнутого исследованиям (испытаниям) и измерениям.

По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

В качестве результатов исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут быть использованы результаты производственного контроля на рабочих местах за условиями труда, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром), но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований может создать угрозу для жизни работников, экспертов и иных работников организации, проводящей СОУТ, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований.

Решение о невозможности проведения исследований оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета о проведении СОУТ.

 

Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда

Эксперт:

  1. дает разъяснения работникам по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  2. осуществляет идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах;
  3. определяет перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных фактор, в отношении которых идентификация не осуществляется;
  4. осуществляет исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  5. выносит представление о возможности использования результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда;
  6. осуществляет отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труд  по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. составляет заключение о возможности снижения класса (подкласса) условий труда в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом;
  8. определяет время выполнения каждой технологической операции на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования.

 

Профсоюзная организация

  1. имеет право требовать обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда у организации, проводящей специальную оценку условий труда;
  2. входит в состав комиссии по проведению специальной оценки условий ;
  3. выносит мотивированные предложения о проведении внеплановой специальной оценки условий труда;
  4. может подавать заявления об осуществлении экспертизы качества специальной оценки условий труда;
  5. имеет право обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

 

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н ” Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению”
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 г. N 80н “О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда”

Особенности проведения специальной оценки условий труда

  1. Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей».
  2. Приказ Минтруда России от 14.11.2014 № 882н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 252».
  3. Приказ Минтруда России от 18.05.2015 № 301н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов».
  4. Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 996н «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах».
  5. Приказ Минтруда России от 27.01.2015 № 46н «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений».
  6. Приказ Минтруда России от 18.02.2015 № 96н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы».
  7. Приказ Минтруда России от 19.02.2015 № 102н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды»
  8. Приказ Минтруда России от 24.04.2015 № 250н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда».
  9. Приказ Минтруда России от 01.06.2015 № 335н «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта».

 

Источник