Представители Министерства труда оповестили общественность о ходе реформы в сфере трудовых отношений.

Важной инновацией является изменение политики привлечения работодателя к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проведения контрольно-надзорной проверки.  Сейчас в трудовой практике существует принцип наложения административного наказания не просто за нарушение в целом, а в отношении каждого работника. К примеру, лица, не прошедшие обязательный медосмотр или проверку знаний по охране труда по не зависящим от них причинам, автоматически становятся «множителем», из-за которого штраф для работодателя может обойтись в круглую сумму.

Заместитель руководителя Роструда Иван Шкловец предполагает, что постепенно такой подход уйдет в прошлое. Ведь зачастую предприятия не в силах выплатить многомиллионные штрафы без угроз для своего дальнейшего существования. К тому же, первоочередной мерой для работодателей является выплата задолженности по заработной плате, сейчас суммарно составляющей около 12 млрд рублей. Дополнение этой суммы крупным штрафом не может способствовать скорейшему устранению нарушения. Потому как, если проверку знаний можно провести силами предприятия без вложений, то при медосмотре работников финансы нужны всегда. Кроме того, уход от принципа «индивидуального» наказания поможет снизить градус напряженности между инспекцией ГИТ и работодателем.

Как раз нынешняя реформа контрольно-надзорной деятельности и направлена на переход от «палочной» системы к системе профилактики. Ряд проблем, решению которых она должна поспособствовать, включает:

  • излишний объем нормативной правовой документации в сфере трудовых отношений, не позволяющий работодателю быстро сориентироваться в предъявляемых к нему требованиях. Этот массив НПА с 75 тысяч уже сократился до 473 документов. Сейчас актуализация продолжается: утверждаются новые НПА в сфере труда, тогда как старые отменяются;
  • нарушение акцента в системе контроля из-за отсутствия категорирования предприятий по уровню риска. В прошлом году эта проблема была устранена;
  • непредсказуемое развитие сценария со стороны органов надзора. Пока еще план действий инспекторов для работодателя скрыт. Нельзя предугадать какой исход будет по результатам проведенной плановой или внеплановой проверки;
  • отсутствие связи между результатами надзора, степенью правовой грамотности и уровнем производственного травматизма ввиду охвата проверками всего лишь 1,5-1,7 % всех предприятий.

Со стороны директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерия Коржа также поступила информация о некоторых изменениях, планируемых к реализации в 2018 году. Прежде всего, напомним, что к концу года все юридические лица и индивидуальные предприниматели должна завершить специальную оценку условий труда. Никаких послаблений в части продления этого 5-летнего периода со стороны Министерства не последует.

Также директор Департамента отметил, что процедуры категорирования предприятий по уровню риска и управление ими будет полностью переданы в ведение работодателей. “Могу сразу сказать, что мы не будем прописывать в ТК РФ конкретных “рецептов”. Время жесткого нормирования на федеральном уровне прошло. Мы установим общие принципы и общие классификации, чтобы у работодателя были некие методические материалы для организации работы. И оцениваться будет не наличие/отсутствие какого-либо опасного фактора, а организована ли работа по выявлению опасности, есть ли система управления в сфере безопасности, есть ли положение о такой системе управления, как проводится эта работа и так далее”, – сообщил Валерий Корж.

К сожалению, рассмотрение депутатами изменения 10-ой главы Трудового Кодекса «Охрана труда», планируемое на весеннюю сессию, теперь перенесено на 2019 год. Связано это с доработкой документа, которая продолжится вплоть до августа 2018 года.

Что касается перечня работ, при которых запрещен труд женщин, то он пока тоже находится в стадии доработки. Напомним, по плану, перечень работ подлежит сокращению. Одной из причин этого  является критика от международных партнеров. Они считают, что российские работодатели предоставляют очень мало доступных рабочих мест для женщин.  Тех же, в свою очередь, как раз и сдерживают нормы НПА, основанные еще на устаревших технологиях. Сейчас же многие вредные производства модернизировались, изменилась и система оценки условий труда. Таким образом, действующий перечень необходимо актуализировать. Конечно же, в нём в любом случае останутся работы с химическими веществами, влияющие на репродуктивное здоровье, а также подъем тяжестей. Некоторые виды работ не подлежат исключению по морально-этическим соображениям (например, работы по забою животных).

Подход ведомства к изменению НПА можно оценить положительно. Однако надеемся, что процедура их согласования и утверждения, если и будет замедлена, то по убедительным причинам. Ведь недоработанные изменения, принятые второпях, никому не принесут пользу.