Переход к системе управления профессиональными рисками, АРМ как базовая составляющая этой системы. Роль профсоюзов в проведении АРМ.

Роль профсоюзов в вопросах охраны труда всегда была велика, а в настоящее время возросла кратно. Это связано с коренной модернизацией идеологии Трудового кодекса.

В советской и постсоветской системах идеология охраны труда сводилась исключительно к компенсации неизбежного ущерба. Это были страховые случаи на производстве, последующая реабилитация и т.п., то есть государство заранее расписывалось в своем бессилии перед профзаболеваниями. И задача была достойно расплатиться с теми, кто пострадал.

Сегодня говорится о праве гражданина на безопасный труд, а защита прав гражданина – функция профсоюза. Если же при помощи охраны не будет предотвращен несчастный случай на производстве или профзаболевание, которое приводит к преждевременной смерти, то грош цена такой охране труда.

Переход от компенсационной системы к системе управления профессиональными рисками начал осуществляться с 2005 г., и в настоящее время практически завершен. Абсолютное большинство граждан понимает, что развитие и законодательное закрепление системы компенсаций – тупиковый путь.

Никто не говорит об отмене компенсацией за вредные условия труда.

Важно, чтобы при новой системе работодателю было выгоднее улучшить условия труда, чем производить компенсации.

К великому сожалению – не все, в том числе и профсоюзные, лидеры вписались в новую систему.

До настоящего времени работа по каждому из важнейших направлений в области сохранения здоровья работников велась обособленно:

  • Здравоохранение – комиссии для прохождения медосмотров создавались без учета фактических условий труда на рабочих местах. С 01.01.2012 г. согласно приказа Менздравсоцразвития № 302н для прохождения медосмотра необходимо иметь карту аттестации рабочего места.
  • ФСС – громадная роль, но ранее не стимулировавшая работодателя улучшать условия труда. С 01.01.2012 г. изменилась система скидок и надбавок к страховому тарифу, который будет зависеть, в том числе, от результатов аттестации рабочих мест, которые работодатель обязан передавать в ФСС.
  • Пенсионный фонд – головная боль это досрочные пенсии. Опять же работодатель не заинтересован в улучшении здоровья работников. Оформление досрочных пенсий только по спискам № 1 и № 2 без учета фактических условий – признанная ошибка.
  • Роспотребнадзор – производственный контроль вредных факторов живет сам по себе. Необходим мониторинг.

Сегодня создается единая конфигурация, базирующаяся на фактических условиях труда, предназначенная, в том числе, стимулировать работодателей улучшать условия труда. В основе этой конфигурации диагностика условий труда, т.е. аттестация рабочих мест. Именно поэтому АРМ сейчас уделяется особое внимание.

Тема АРМ обширная. Интересно поговорить об отличиях аттестации по приказам Минздравсоцразвития № 569 и № 342н. Однако нет времени, поэтому предлагаю желающим ознакомиться со сравнительно-правовой характеристикой приказов на нашем сайте (http://standart-dv.ru/).

Остановлюсь на роли профсоюзов в этом вопросе. Одно из отличий нового приказа – обязательное участие профсоюзов в работе аттестационных комиссий, а значит и ответственность за качество АРМ. Не буду касаться вопроса финансирования, хотя здесь роль профсоюзов, на мой взгляд очень велика (в том числе работа с ФСС).

Подготовка к АРМ должна начинаться задолго до заключения договора с аттестующей организацией. Основные шаги:

  1. Формирование аттестационной комиссии (рекомендации – приказ № 342н).
  2. Обучение членов АК. Важнейший момент. Некомпетентность членов АК- гарантия некачественной аттестации и завышения стоимости аттестации. Считаю, что обучение – функция выбранной аттестующей организации. А организовать обучающие семинары должны профсоюзы муниципальных образований.
  3. Разработка локальных актов. Пример: По новому Порядку АРМ в карте аттестации не указываются величины надбавок к зарплате при работе во вредных условиях труда. Указывается только их наличие («да») или отсутствие («нет»). Конкретные надбавки устанавливаются по локальным актам (кол. договор и т.д.).
  4. Выбор аттестующей организации. Считаю, что это должна быть не разовая услуга, а сотрудничество и в межаттестационный период.
  5. Качественная подготовка исходных данных 50% успеха. Кстати от правильно составленного списка аттестуемых рабочих мест во многом зависит и стоимость АРМ.
  6. Участие в самой процедуре аттестации.
  7. Участие в разработке и претворении а жизнь плана мероприятий по улучшению условий труда по результатам АРМ.
  8. Мониторинг условий труда. Именно из-за необходимости мониторинга я указал в п.4, что услуга аттестующей организации не должна быть разовой.

И наконец отвечу на вопрос, который звучит всегда и везде: «Сколько стоит?»

Стоимость АРМ зависит от множества факторов. Именно поэтому на нашем сайте указана стоимость аттестации одного рабочего места от 2500 до 4000 рублей. Считаю, что для учреждений образования приемлемой является именно минимальная цифра.