В своеобразном хит-параде вопросов отечественной практики охраны труда одно из первых мест на сегодняшний день продолжает занимать проведение специальной оценки условий труда. Об отличии спецоценки от ранее применявшейся аттестации рабочих мест, о формировании новой методической базы и, конечно же, о проблемах, возникающих у работодателей в связи с внедрением нового подхода к оценке условий труда, нам рассказал заместитель директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Петр Сергеевич Сергеев.

– В связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ) действовавшая ранее аттестация рабочих мест по условиям труда заменена новой процедурой. Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, в чем концептуально состоит отличие двух подходов к оценке условий труда работника?
– Процедура спецоценки отличается от ранее применявшейся аттестации рабочих мест по условиям труда более четко определенным составом мероприятий, в числе которых выделяется идентификация вредных (опасных) производственных факторов с использованием классификатора таких факторов, ранее отсутствовавшая в аттестации рабочих мест. Кроме того, спецоценка рассматривает только такие производственные факторы, которые могут быть исследованы и измерены посредством утвержденных и аттестованных в установленном порядке методик, а также факторы, оказывающие непосредственное влияние на условия труда работников.При спецоценке не исследуется травмоопасность рабочих мест. Указанный фактор будет оцениваться в рамках процедур, предусмотренных законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)», работу над которым планируется завершить в 2016 году. В остальном процедура проведения спецоценки во многом схожа с ранее применявшейся аттестацией рабочих мест.

 

– Законодателями обозначен переходный период, в течение которого результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест по условиям труда остаются легитимными. Насколько вероятно в новых условиях возникновение ситуаций, при которой работники, имеющие определенный компенсационный пакет, полученный по результатам действовавшей ранее аттестации, могут потерять права на доплаты за «вредность», на дополнительный отпуск и досрочный выход на пенсию?
– Частью 3 статьи 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ установлено, что состав и размер гарантий (компенсаций), ранее предоставляемых работнику по результатам проведения аттестации рабочих мест, не может быть изменен иначе как в результате проведения спецоценки на его рабочем месте.Основание для пересмотра состава и размера предоставляемых работнику гарантий и компенсаций – улучшение условий труда, подтвержденное результатами проведения спецоценки. В связи с этим вероятность возникновения ситуации, при которой объем ранее предоставлявшихся работнику гарантий и компенсаций может быть изменен, обусловлена исключительно состоянием условий труда на его рабочем месте и предпринимаемых работодателем мероприятий по их улучшению.

 

– Насколько полно в настоящее время, по прошествии уже двух лет с момента принятия закона о спецоценке, сформирована качественная и эффективная методическая база подзаконных нормативных правовых актов для проведения СОУТ в отношении отдельных категорий работников, для которых оценка условий труда должна проводиться с рядом особенностей, учитывающих специфику их профессиональной деятельности?
– В настоящее время Минтруда России практически закончил работу по установлению особенностей проведения спецоценки в отношении отдельных категорий работников и видов экономической деятельности, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 года № 290 (далее – Постановление № 290).В частности, завершается подготовка к утверждению проекта приказа Минтруда, предусматривающего особенности проведения спецоценки на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Кроме того, совместно с МЧС России принято решение о нецелесообразности установления особенностей проведения спецоценки в отношении пожарных, спасателей и участников ликвидации последствий стихийных бедствий. Условия труда этих работников могут быть признаны опасными в соответствии с Законом № 426-ФЗ ввиду наличия прямой опасности для их жизни и здоровья во время трудовой деятельности.Одновременно по результатам мониторинга спецоценки и предложений Минтранса России, Минздрава России и заинтересованных объединений профсоюзов и работодателей принято решение о дополнении Постановления № 290 рабочими местами водителей городского пассажирского транспорта, а также рабочими местами работников, оказывающих психиатрическую помощь. Принятие данных поправок ожидается до конца 2016 года. Также по результатам мониторинга спецоценки и предложений Росуглепрофа и объединения работодателей угольной промышленности Минтруда готовит изменения в особенности проведения спецоценки на рабочих местах работников, занятых на подземных работах.

 

– Большой общественный резонанс вызвала ситуация, связанная с оспариванием работниками авиационной отрасли и их представителями результатов проведенной СОУТ. Премьер-министр поручил Минтруда разобраться в этой ситуации. Расскажите, какие разночтения в законодательстве вызвали всплеск социальной напряженности на авиапредприятиях? Авиационные профсоюзы, в частности, считают, что на рабочих местах летного состава и проводников нельзя проводить спецоценку по общим правилам, установленным методикой, утвержденной Приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н (далее – Методика № 33н). Какова перспектива согласования на трехстороннем уровне и принятия документа об установлении особенностей проведения спецоценки кабинных экипажей воздушных судов?
– Основная проблема при проведении спецоценки на авиапредприятиях – применение положений Методики № 33н, не учитывающей особенностей проведения спецоценки, обусловленных спецификой работы экипажей воздушных судов гражданской авиации (особый режим работы, высокая ответственность за результат выполняемой работы, особенность воздействия отдельных факторов производственного процесса), что в отдельных случаях некорректно отразилось на составе предоставляемых работникам гарантий и компенсаций.К настоящему времени нормативный правовой акт, устанавливающий особенности проведения спецоценки на рабочих местах летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации, уже направлен на согласование в Минтранс России. Далее он будет утвержден Минтрудом и направлен на государственную регистрацию в Минюст.

 

– Каков порядок пересмотра компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, по результатам СОУТ?
– Основание для назначения предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций работникам – установление вредного или опасного класса (подкласса) условий труда по результатам спецоценки. В зависимости от класса (подкласса) условий труда определяется состав и размер гарантий и компенсаций: повышенный размер оплаты труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск определенной продолжительности, сокращенная продолжительность рабочей недели.Основанием для пересмотра состава и размера предоставляемых работнику гарантий и компенсаций является изменение класса (подкласса) условий труда, подтвержденное результатами спецоценки на рабочем месте указанного работника.

 

– Каковы действия работодателя в случае несогласия работников с результатами проведенной спецоценки?
– Несогласие работников возникает при ознакомлении с результатами спецоценки, когда отчет уже утвержден работодателем. Работник вправе обратиться в профсоюз или иной представительный орган с целью решения вопроса о проведении на его рабочем месте внеплановой спецоценки в соответствии с Законом № 426-ФЗ или в инспекцию труда по месту расположения работодателя для проведения проверки соблюдения законодательства о спецоценке, а также в орган государственной экспертизы условий труда для проведения платной экспертизы качества спецоценки.При этом ознакомление работника с результатам спецоценки – его обязанность, уклонение от исполнения которой является нарушением законодательства о спецоценке.

 

– По окончании срока, на который были аттестованы рабочие места, возник вопрос о необходимости хранения в организации отчетов об аттестации рабочих мест по условиям труда. Должна ли организация хранить указанные отчеты, несмотря на то что была проведена СОУТ и необходимости в прежних данных аттестации рабочих мест уже нет?
– Нормы о сроке хранения результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в настоящее время утратили силу, в связи с чем данные сроки целесообразно устанавливать в соответствии с нормативными правовыми актами по вопросам архивного хранения, имея в виду, что указанные результаты являлись основой для реализации работниками их трудовых прав.

 

– Согласно части 6 статьи 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного закона, спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года. Вправе ли работодатель не проводить спецоценку в отношении офисных работников до 31 декабря 2018 года, если нет профессий с вредными условиями труда (при этом аттестация рабочих мест по условиям труда в организации не проводилась)?
– Несмотря на то, что Законом № 426-ФЗ не определены конкретные сроки начала проведения спецоценки в отношении ранее неаттестованных рабочих мест, считаем целесообразным, в целях обеспечения защиты трудовых прав занятых на таких рабочих местах работников, обеспечить максимально оперативное проведение спецоценки, не дожидаясь наступления установленных Законом № 426-ФЗ сроков переходного периода.

 

– Вправе ли организация применять результаты СОУТ, если не были проведены испытания эффективности СИЗ?
– Нормы части 6 статьи 14 Закона № 426-ФЗ о возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ, а также изданной в развитие ее положений Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, утвержденной приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н, являются диспозитивными, поэтому предусмотренная ими возможность снижения класса (подкласса) условий труда – право работодателя, а не обязанность. В связи с этим решение о возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ принимается комиссией по проведению спецоценки. Если комиссия приняла решение о невозможности такого снижения, результаты проведения спецоценки применяются без учета использования работниками эффективных СИЗ.

 

– Обязана ли организация проводить СОУТ (по истечении срока действия декларации) на рабочих местах, на которые была оформлена декларация, при выявлении профессионального заболевания на рабочих местах, которые не входили в состав декларируемых?
– Если случай профессионального заболевания выявлен на рабочем месте, на которое не была оформлена декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то на таком рабочем месте согласно Закону № 426-ФЗ в течение полугода с даты выявления случая профессионального заболевания должна быть проведена внеплановая спецоценка. На задекларированные рабочие места это требование также распространяется, при этом декларация признается утратившей силу.

 

– Как поступать работодателю в ситуации, когда специализированная организация, проводившая в 2014 году спецоценку, в 2015 году была исключена из соответствующего реестра. Будут ли результаты проведенной оценки действительны до конца срока действия?
– Ввиду того, что на период проведения спецоценки проводившая ее организация удовлетворяла требованиям Закона № 426-ФЗ и была включена в соответствующий реестр, результаты проведенной указанной организацией спецоценки легитимные. Если работодатель не согласен с результатами проведенной СОУТ, он вправе обратиться в орган государственной экспертизы условий труда с целью проведения экспертизы качества такой спецоценки.