Наши услуги

• Специальная оценка условий труда
• Производственный контроль за вредными факторами производственной среды
• Обучение по охране труда
• Обучение по электробезопасности
• Обучение по промышленной безопасности

Новости дня

ИА ГАРАНТ

Как организовать и провести специальную оценку условий труда?

Корж В. А.

С 1 января 2014 года все организации обязаны проводить специальную оценку условий труда. В отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить специальную оценку нужно до 31 декабря 2018 года.

Внимание: результаты аттестации, которую провели до 1 января 2014 года, действуют в течение пяти лет со дня ее завершения (приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н). Исключение – случаи, когда необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда.

Чтобы провести спецоценку, работодатель заключает договор со специализированной аккредитованной организацией. По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников.

Цели спецоценки:

  • выявить на рабочих местах вредные или опасные производственные факторы;
  • оценить их воздействие на работника;
  • определить степень отклонения полученных значений от установленных нормативов;
  • оценить эффективность применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Проведение спецоценки регулируют:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ);
  • методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
  • методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, утвержденная приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н;
  • приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» и т. д.

Для отдельных видов деятельности, указанных в постановлении Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290, установлены особенности проведения спецоценки (ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Таблица. Виды деятельности, для которых установлены особые правила проведения спецоценки.

Перечень видов деятельности Основание
Водители городского наземного пассажирского транспорта общего пользования Приказ Минтруда России от 30 июня 2017 г. № 543н
Работники, занятые на подземных работах приказ Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 996н
Работники, непосредственно осуществляющие кессонные работы приказ Минтруда России от 18 февраля 2015 г. № 96н
Работники, работающие в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды приказ Минтруда России от 19 февраля 2015 г. № 102н
Спортсмены приказ Минтруда России от 1 июня 2015 г. № 335н
Члены экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов приказ Минтруда России от 18 мая 2015 г. № 301н
Медицинские работники, непосредственно осуществляющие диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования) приказ Минтруда России от 24 апреля 2015 г. № 250н
Работники радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятые на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений приказ Минтруда России от 27 января 2015 г. № 46н
Работники творческих профессий и должностей средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений приказ Минтруда России от 14 ноября 2014 г. № 882н

Основания для проведения СОУТ

Спецоценку на рабочем месте проводят не реже одного раза в пять лет. Срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

СОУТ проводят:

  • организации, которые в прошлые годы не проводили аттестацию рабочих мест либо проводили, но срок действия результатов уже закончился;
  • организации, в которых организованы новые рабочие места (не считая рабочих мест дистанционных работников) или изменился технологический процесс.

Все организации обязаны провести спецоценку до 31 декабря 2018 года.

Три группы рабочих мест требуют безотлагательной спецоценки, если на них ранее не проводили аттестацию рабочих мест либо истек срок действия ее результатов:

  • 1-я группа: рабочие места сотрудников, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • 2-я группа: рабочие места, предполагающие гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • 3-я группа: рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций или СОУТ были установлены вредные или опасные условия труда.

Это указано в части 6 статьи 27 Закона № 426-ФЗ.

Спецоценку не проводят в отношении условий труда:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Такого же мнения придерживается Минтруд России (письмо от 8 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1593).

Внимание: в настоящее время не проводят специальную оценку условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих (письмо Минтруда России от 24 декабря 2014 г. № 15-1/В-1978).

Спецоценку в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно регулируют федеральные и региональные законы, другие нормативно-правовые акты (п. 4 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). До настоящего времени порядок проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских и муниципальных служащих не урегулирован.

Ситуация: как провести специальную оценку условий труда на рабочих местах государственных гражданских и муниципальных служащих

Пока не приняты соответствующие нормативные правовые акты, проводить спецоценку на таких рабочих местах нельзя.

Спецоценка в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России и ее субъектов о государственной гражданской и муниципальной службе (ч. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). В таких правовых актах порядок проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест гражданских и муниципальных служащих в настоящее время не определен.

По мнению Минтруда России, проводить специальную оценку условий труда гражданских и муниципальных служащих можно, если будут утверждены федеральные законы и иные нормативные правовые акты России и ее субъектов о государственной гражданской и муниципальной службе (письмо Минтруда России от 24 декабря 2014 г. № 15-1/В-1978).

На сегодняшний день провести СОУТ на рабочих местах государственных и муниципальных служащих не представляется возможным, так как отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие проведение СОУТ в отношении условий труда государственных гражданских служащих.

Дополнительно разъясняем, что декларирование соответствия условий труда на рабочих местах напрямую зависит от процесса идентификации вредных или опасных факторов на рабочих местах и является частью мероприятий по СОУТ.

Так как отсутствует порядок проведения СОУТ в отношении рабочих мест гражданских и муниципальных служащих, декларирование таких рабочих мест также не регламентировано.

Ситуация: проводить ли внеплановую специальную оценку условий труда, если на рабочем месте произошел несчастный случай

Да, если причина несчастного случая – воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов. В противном случае внеплановую СОУТ не проводят (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Ситуация: проводить ли специальную оценку условий труда монтажника, если он работает каждый раз на разных объектах

Да, проводить. В данном случае речь идет о проведении СОУТ на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами.

СОУТ на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами проводят путем:

  • предварительного определения типичных технологических операций с наличием одинаковых вредных или опасных производственных факторов;
  • последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ или операций.

Время выполнения каждой технологической операции определяет эксперт организации, проводящей СОУТ. Для этого он использует локальные нормативные акты, опрашивает сотрудников и их непосредственных руководителей, измеряет хронометраж выполнения операций.

Ситуация: проводить ли спецоценку на рабочих местах, на которых работники исключительно заняты работой на ПЭВМ

Да, проводить.

Раньше проводить аттестацию рабочих мест, на которых работники исключительно были заняты на персональных электронно-вычислительных машинах, было не нужно (отменен приказ Минтруда России от 12 декабря 2012 г. № 590н «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н»).

Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» такой возможности не предусматривает. Соответственно, необходимо провести СОУТ на указанных рабочих местах. Непроведение СОУТ в этом случае будет нарушением трудового законодательства.

Порядок проведения спецоценки

Специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательных мероприятий, к которым относятся:

  • идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов;
  • исследования и измерения вредных и опасных производственных факторов;
  • отнесение условий труда на рабочих местах по результатам проведения исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов по степени вредности или опасности к классам (подклассам) условий труда;
  • оформление результатов проведения СОУТ.

Алгоритм действий при СОУТ следующий:

  • утвердите состав комиссии по проведению СОУТ и график проведения спецоценки;
  • составьте список рабочих мест, которые надо оценить;
  • выберите аккредитованную организацию, которая проведет спецоценку, и заключите с ней договор;
  • подпишите отчет по результатам спецоценки;
  • разместите результаты спецоценки на своем сайте (при его наличии);
  • сообщите в ФСС России сведения о результатах спецоценки;
  • ознакомьте работников с результатами спецоценки;
  • подайте декларацию в трудовую инспекцию, если на рабочих местах не выявлено вредных или опасных производственных факторов.

Ситуация: нужно ли проводить спецоценку на вакантных рабочих местах

Нет, не нужно. Вакантные рабочие места не соответствуют целям спецоценки.

Исследования и измерения вредных или опасных факторов в процессе спецоценки проводят при штатных производственных и технологических процессах на конкретном рабочем месте (п. 15 Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Если работник на рабочее место не принят, то рабочих процессов на этом месте не происходит, поэтому СОУТ проводить не надо (письмо Минтруда России от 14 марта 2016 г. № 15-1/ООГ-1041).

Проведите СОУТ на вакантном рабочем месте после приема на него работника.

Выбор организации для проведения СОУТ

Общие требования к организациям, которые вправе проводить специальную оценку условий труда, прописаны в статье 19 Закона № 426-ФЗ.

К такой организации предъявляются следующие требования:

  • она должна быть независимой по отношению к работодателю;
  • проведение спецоценки должно быть указано в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности;
  • наличие не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификаты на право проведения СОУТ. Как минимум один эксперт должен иметь высшее образование по специальности «общая гигиена», «гигиена труда», «санитарно-гигиенические лабораторные исследования». Требования к экспертам указаны в статье 20 Закона № 426-ФЗ;
  • наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории, областью аккредитации которой является проведение исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1–11 и 15–23 части 3 статьи 13 Закона № 426-ФЗ;
  • организация занесена в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, ее деятельность не должна быть приостановлена.

Минтруд России ведет реестр организаций, проводящих СОУТ. Проверить, входит ли туда конкретная организация, можно на официальном сайте Минтруда России.

Комиссия по проведению СОУТ

За организацию и проведение спецоценки отвечает комиссия. Число ее членов должно быть нечетным. Состав и порядок деятельности комиссии утверждают приказом работодателя. Эксперты организации, проводящей СОУТ, в комиссию не входят.

Комиссию формируют из представителей работодателя, в ее состав должны входить:

  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного аналогичного органа.

Комиссию возглавляет непосредственно сам работодатель или его представитель, наделенный правом подписи. Подписать заключительный акт может уполномоченный представитель организации, если такое право закреплено за ним в доверенности.

Особые правила действуют для малых предприятий. Они должны включать в состав комиссии:

  • работодателя (индивидуальный предприниматель, руководитель организации);
  • других полномочных представителей работодателя;
  • специалиста по охране труда либо другое лицо, исполняющее его функции;
  • представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного аналогичного органа.

Ситуация: Освобождают ли работников, которые входят в комиссию по спецоценке, от их основной работы на период СОУТ

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя.

Законодательством не предусмотрено освобождение членов комиссии по СОУТ от основной работы на период организационных мероприятий.

При этом если работодатель не освобождает членов комиссии от основной работы, то речь идет об увеличении объема работы. Под увеличением объема работы понимают выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работы.

Для оформления увеличения объема работы необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. Такое соглашение определяет не только содержание, объем, размер дополнительной оплаты за установленное увеличение, но и срок будущей работы (ст. 72, 151 ТК РФ).

Порядок работы комиссии утвердите приказом. В том числе пропишите вопросы, связанные с периодом и организацией работы комиссии.

График проведения спецоценки

Жестких требований к графику спецоценки нет – документ составляют в свободной форме. Сроки проведения СОУТ также не установлены. Все зависит от количества рабочих мест в организации и условий труда на них.

График можно составить отдельным приказом, включить в текст приказа о СОУТ или оформить в качестве приложения к нему. В графике проведения спецоценки указывают ее сроки и этапы.

Все члены комиссии по проведению СОУТ должны ознакомиться с графиком под подпись.

Список рабочих мест, которые надо оценить

Комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых надо провести спецоценку. Для этого составляют документ в свободной форме. Отдельно указывают аналогичные места. Они должны отвечать следующим требованиям (п. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ):

  • располагаться в одном или нескольких однотипных производственных помещениях;
  • оборудоваться однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на них должны работать люди одинаковой профессии, должности, специальности;
  • на них должны вестись однотипные технологические процессы и выполняться одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме работы;
  • на них должны пользоваться одинаковыми инструментами, приспособлениями, оборудованием, материалами, сырьем и СИЗ.

Если выявлены аналогичные рабочие места, СОУТ достаточно провести в отношении 20 процентов от их общего числа (минимум двух). Затем результаты оценки распространяют на все аналогичные рабочие места.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными. Об этом говорится в статье 16 Закона № 426-ФЗ.

Ситуация: как провести спецоценку условий труда в офисе представительства компании за рубежом

В этом случае спецоценку условий труда проводить не надо.

Рабочие места в представительстве компании, которое расположено на территории другого государства, не находятся в правовом поле Российской Федерации.

Работодатель соблюдает законодательство той страны, на территории которой он ведет свою деятельность. Поэтому по вопросам охраны труда выполните требования законодательства той страны, на территории которой находятся рабочие места.

Внимание: инспектор труда не вправе проводить проверки в представительстве компании, которое находится за границей (абз. 2 ст. 360 ТК РФ).

Идентификация и измерение вредных и опасных производственных факторов

На подлежащих спецоценке рабочих местах эксперт организации, проводящей СОУТ, определяет перечень вредных и опасных производственных факторов, которые нужно исследовать и измерить. Для этого он сопоставляет имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса с факторами из классификатора. Если выявленные факторы совпадают с приведенными в классификаторе, их признают идентифицированными (п. 6 методики).

Если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении их исследований и измерений в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н (далее – Методика).

По результатам проведения исследований и измерений вредных или опасных факторов эксперт классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности или опасности по классам (подклассам) условий труда.

Подробнее см. Как идентифицировать вредные и опасные производственные факторы.

Классы условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;

2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);

3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;

4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В свою очередь 3-й класс вредных условий труда имеет следующие подклассы:

подкласс 3.1 – вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника не восстанавливается до следующего рабочего дня (смены), прекращения воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;

подкласс 3.2 – вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника. Результат таких изменений – появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях (15 и более лет);

подкласс 3.3 – вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника. Результат таких изменений – появление и развитие профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

подкласс 3.4 – вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Об этом говорится в статье 14 Закона № 426-ФЗ. Классификатор вредных и опасных факторов приведен в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Эксперт организации, которая проводит спецоценку, может снизить в ходе ее проведения установленный класс или подкласс условий труда на рабочем месте. Методика снижения класса условий труда при применении СИЗ утверждена приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н.

Отчет по результатам спецоценки

После окончания СОУТ проводившая ее организация составляет отчет о ее проведении. Его форма и инструкция по заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет о проведении СОУТ утверждает председатель и подписывают все члены комиссии.

Ситуация: могут ли члены комиссии не подписывать отчет, если они не согласны с результатами СОУТ

Нет, не могут. Члены комиссии обязаны подписать отчет, при этом они могут в письменной форме изложить свое аргументированное мнение и приложить его к отчету (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Дополнительно сообщаем, что Законом № 426-ФЗ, а также Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, внесение изменений в отчет о результатах СОУТ после его утверждения не предусмотрено.

Работодатель вправе (ст. 4 Закона № 426-ФЗ):

  • требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснования результатов ее проведения;
  • проводить внеплановую СОУТ;
  • требовать от организации, проводящей СОУТ, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ;
  • обжаловать в порядке, установленном статьей 26 Закона № 426-ФЗ, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ.

Разногласия по вопросам проведения СОУТ, жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ, рассматривают территориальные ГИТ (ст. 26 Закона № 426-ФЗ).

Если работодатель не согласен с результатами СОУТ, он может провести государственную экспертизу условий труда (ст. 216.1 ТК РФ).

Отчет о проведении СОУТ содержит:

  • данные об организации, которая провела спецоценку;
  • перечень рабочих мест с указанием вредных и опасных производственных факторов;
  • карты СОУТ;
  • протоколы проведения исследований и испытаний;
  • протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований и испытаний (при его наличии);
  • сводную ведомость СОУТ;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;
  • заключения эксперта организации, проводящей СОУТ.

Внимание: срок утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда не установлен. В течение трех рабочих дней после его утверждения работодатель должен уведомить организацию, проводившую спецоценку. Сделать это можно любым доступным способом. Также в течение трех рабочих дней работодатель направляет организации, проводившей СОУТ, копию отчета о спецоценке заказным письмом с уведомлением о вручении либо электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью. Таковы требования пункта 5.1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ.

Ситуация: вносить ли в карту СОУТ нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств

Да, вносить, если работникам, на рабочих местах которых проводят спецоценку, обязательно выдавать смывающие и обезвреживающие средства.

Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»». Приложение № 2 к указанному приказу ввело также стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (далее – Стандарт), регламентирующий правила выдачи смывающих и обезвреживающих средств.

Стандарт распространяется на работодателей – юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 2 Стандарта).

В пункте 12 Стандарта указано, что подбирают и выдают смывающие и обеззараживающие средства с учетом результатов спецоценки условий труда.

Ситуация: как внести информацию о СНИЛС вновь принятого работника в карту специальной оценки условий труда

В карту специальной оценки условий труда в строку 021 заносят только номер СНИЛС при его наличии (информация Минтруда России «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда» от 29 октября 2014 г., размещенная на сайте www.rosmintrud.ru).

Если на рабочее место, на котором ранее проведена спецоценка, принят новый работник, то внесенный в карту спецоценки СНИЛС можно изменить только в случае проведения очередной или внеплановой СОУТ. При этом в карту вносят СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации.

Ситуация: какой адрес организации указывают в отчете о СОУТ: фактический или юридический

В отчете о проведении спецоценки указывают место фактического нахождения и осуществления деятельности работодателя, а не юридический адрес. То есть тот адрес, по которому и размещены рабочие места (приложение 3 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).

В карте специальной оценки условий труда работников указывают (раздел III приложения 3 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н):

  • полное наименование работодателя;
  • адрес местонахождения работодателя;
  • фамилию, имя, отчество руководителя;
  • адрес электронной почты.

По окончании СОУТ декларацию подают в ГИТ по местонахождению фактического адреса – рабочего места работника, а не по юридическому адресу. Например, у организации с юридическим адресом в Москве есть сеть подразделений по стране. В одном из них, во Владивостоке, провели СОУТ. Сведения о спецоценке подают в ГИТ Владивостока, а не в ГИТ Москвы.

Требования к форме заключения эксперта

Заключения экспертов организации, проводящей специальную оценку условий труда, наряду с другими документами обязательно включают в отчет о проведении СОУТ.

Форма заключения законодательно не установлена, она может быть произвольной. Требования к форме заключения эксперта об отсутствии на рабочем месте вредных или опасных факторов также не предъявляются.

Состав и правила оформления реквизитов деловых документов регламентированы:

  • ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;
  • ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».

Различные документы имеют разный набор реквизитов, который зависит от назначения документа. В данном случае, на наш взгляд, следует использовать следующие реквизиты заключения эксперта:

  • наименование вида документа;
  • дата документа;
  • регистрационный номер документа;
  • место составления документа;
  • заголовок к тексту;
  • текст документа;
  • отметка о наличии приложения, названного в тексте (при условии наличия);
  • подпись эксперта (наименование должности лица, подписавшего документ, номер в реестре экспертов, личная подпись);
  • расшифровка подписи (инициалы, фамилия).

В текстовой части заключения эксперта по аналогии с формой декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н) указывают следующие сведения:

  • наименование должности, профессии или специальности работников, занятых на рабочих местах;
  • индивидуальные номера рабочих мест;
  • численность занятых работников в отношении каждого рабочего места, на которых не выявлены вредные или опасные производственные факторы.

Разногласия по результатам СОУТ

Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в том числе несогласие сотрудника с ее результатами, а также жалобы работодателя на действия или бездействие организации, которая проводила оценку, рассматривают трудовые инспекции. Порядок обращения, а также алгоритм действий трудовой инспекции после получения жалобы прописаны в Административном регламенте, утвержденном приказом Минтруда России от 5 декабря 2016 г. № 709н.

Работодатель может подать в трудовую инспекцию заявление о несогласии с проведенной спецоценкой условий труда. Форма заявления произвольная, но включите в него следующие данные:

  • полное наименование работодателя;
  • почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона;
  • предмет разногласий и доводы, на основании которых работодатель не согласен с порядком проведения или результатами спецоценки;
  • информацию об организации, которая проводила спецоценку: полное наименование, организационно-правовую форму, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактных телефонов, фамилию, имя, отчество руководителя или его заместителя;
  • дату заявления.

К заявлению приложите заверенные копии материалов отчета о результатах спецоценки, по которым есть разногласия.

Заявление и прилагаемые к нему документы можно передать в Роструд:

  • лично на бумаге;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в электронном виде через Интернет.

Трудовая инспекция рассмотрит заявление в течение 30 рабочих дней с даты приема. Если трудовая инспекция подтвердит разногласия, она:

  • проинформирует о своем решении работодателя, который подавал заявление;
  • направит предписание в региональный орган исполнительной власти в области охраны труда с указанием провести экспертизу специальной оценки условий труда;
  • выдаст организации, которая проводила спецоценку, предписание об устранении нарушений законодательства.

Если по результатам проверки разногласия, которые изложены в заявлении, трудовая инспекция не подтвердит, она проинформирует работодателя об этом.

Такой порядок приведен в пунктах 14, 15, 20–23, 76 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 5 декабря 2016 г. № 709н.

Работодатель, сотрудник, профсоюз либо иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты спецоценки сразу в суд, минуя трудовую инспекцию. Кроме того, в случае несогласия с результатами спецоценки можно обратиться в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда для проведения экспертизы качества оценки условий труда.

Об этом сказано в статье 26 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Использование результатов спецоценки

Результаты специальной оценки можно использовать для:

  • разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  • организации в случаях обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ч. 3 ст. 428 НК РФ);
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда и т. д.

Об этом говорится в статье 7 Закона № 426-ФЗ.

Ситуация: кто должен передавать результаты проведения СОУТ в информационную систему учета

С 1 января 2016 года организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны передавать сведения о проведенной спецоценке в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в форме электронного документа (ст. 18 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Такие правила установлены в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Результаты проведения спецоценки передают в информационную систему учета в течение 10 рабочих дней со дня получения результатов проведения СОУТ. Перечень сведений, подлежащих передаче, определен пунктом 6 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Организация, которая проводила специальную оценку, должна включить в состав передаваемых сведений следующую информацию о работодателе:

  • реквизиты работодателя;
  • реквизиты организации, которая проводила спецоценку;
  • сведения об аккредитации испытательной лаборатории, в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации;
  • сведения об экспертах организации, проводившей спецоценку, а также участвовавших в ее проведении. В том числе фамилию, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, которые проводят спецоценку;
  • сведения о средствах измерений, которые применяла испытательная лаборатория. В том числе наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер, дату окончания срока действия его поверки, дату проведения измерений, наименования вредных или опасных производственных факторов, которые измерялись;
  • количество рабочих мест, на которых проведена спецоценка;
  • распределение рабочих мест по классам и подклассам условий труда;
  • индивидуальный номер каждого рабочего места;
  • коды профессий сотрудников, занятых на каждом рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
  • страховые номера индивидуальных лицевых счетов сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;
  • численность сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;
  • класс и подкласс условий труда на каждом рабочем месте;
  • основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости;
  • сведения о произошедших несчастных случаях на производстве и о профзаболеваниях, выявленных у сотрудников.

Назначение компенсаций

Трудовой кодекс РФ определяет минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления компенсаций в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, установленного по результатам СОУТ.

Виды компенсаций Классы условий труда
Вредные Опасные
3.1 3.2 3.3 3.4 4
Сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 ТК РФ) + + +
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) + + + +
Повышение оплаты труда – не менее 4 процентов (ч. 2 ст. 147 ТК РФ) + + + + +
Дополнительные виды компенсаций Основание
Бесплатное предоставление работникам на работах с особо вредными условиями труда по установленным нормам лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н) Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда (приложение № 1 к приказу № 46н)Рационы лечебно-профилактического питания (приложение № 2 к приказу № 46н)Нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов (приложение № 3 к приказу № 46н)Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (приложение № 4 к приказу № 46н)
Бесплатная выдача работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов (ст. 222 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н) Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока (приложение № 1 к приказу № 45н)Порядок осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов (приложение № 2 к приказу № 45н)Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (приложение № 3 к приказу № 45н)

Повышенные или дополнительные компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда работодатель вправе установить самостоятельно с учетом своего финансово-экономического положения (ст. 219 ТК РФ). Установленный перечень компенсаций работникам работодатель закрепляет в соответствующих локальных актах организации (коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре и др.).

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливают.

Отмена компенсаций

Гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда можно отменить, если изменились условия труда на рабочем месте, на основании которых они были назначены (в период до 1 января 2014 года). Основание – часть 3 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»».

Отмена работодателем ранее предоставлявшихся гарантий и компенсаций в соответствии с Трудовым кодексом РФ является существенным изменением трудового договора.

Информация о СОУТ на сайте организации

Работодатель обязан в течение 30 дней с момента утверждения отчета разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем сайте (при его наличии).

В частности, там публикуют следующие данные:

  • установленные классы (подклассы) условий труда на рабочих местах;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка.

Указанные данные содержатся в разделах V–VI отчета о проведении СОУТ.

Ситуация: как поступить работодателю, если организация, которая провела спецоценку, не передала результаты в Федеральную информационную систему учета результатов СОУТ

Организация, которая проводила спецоценку, обязана передать ее результаты в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ст. 18 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», подп. 1 п. 5 приказа Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н «Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда»). Это касается и рабочих мест, на которые подают декларацию соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда. Сведения организация передает в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Если организация не выполнит эту обязанность, работодатель вправе передавать сведения в территориальную ГИТ (ч. 4 ст. 18 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Сделать это можно и в электронной форме. В этом случае территориальная ГИТ передаст в информационную систему учета сведения в отношении объектов учета (ч. 2 ст. 18 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Информирование ФСС России о результатах СОУТ

Работодатель обязан сообщить в ФСС России сведения о результатах проведенной СОУТ (подп. 18 п. 2 ст. 17 Закона № 125-ФЗ).

Для этого нужно заполнить специальную форму (приложение 1 к приказу ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381).

Внимание: часть расходов на спецоценку можно зачесть в счет уплаты страховых взносов в ФСС. Процедура прописана в приказе Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н.

Скидка к страховому тарифу

Чтобы получить скидку на следующий год, не позднее 1 ноября текущего года в территориальное отделение ФСС России представьте заявление.

Скидки устанавливают с учетом спецоценки условий труда и итогов обязательных медосмотров сотрудников по состоянию на 1 января текущего года. Такие сведения указывают в таблице 5 формы 4-ФСС (абз. 2 п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524, п. 14 Порядка, утвержденного приказом ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381).

Скидки и надбавки к тарифам территориальные отделения фонда определяют по Методике, утвержденной приказом Минтруда России от 1 августа 2012 г. № 39н.

Если на предприятии не проводили ни спецоценки условий труда, ни аттестации рабочих мест, применяют дополнительные тарифы страховых взносов (пункты 1 и 2 статьи 428 НК РФ).

Если в организации проведена спецоценка условий труда, то по ее результатам применяют дифференцированную шкалу дополнительных тарифов (п. 3 ст. 428 НК РФ) или нулевые тарифы, если на рабочих местах установили оптимальные или допустимые условия труда (ч. 5 ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ).

Ознакомление работников с результатами СОУТ

Ознакомьте сотрудников с результатами спецоценки условий их труда в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. В этот срок не входят периоды болезни, отпуска, командировки и междувахтового отдыха сотрудника (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Ознакомить сотрудников с результатами спецоценки можно, например, с помощью листа ознакомления, составленного в произвольной форме. Работник должен поставить дату и подпись напротив своей фамилии.

Ситуация: надо ли знакомить работников с условиями труда на рабочем месте, где нет карт СОУТ, а оформлена декларация

Да, надо. Работодатель должен ознакомить работников с результатами оценки независимо от того, оформлена декларация на рабочее место или нет.

Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ). Также частью 2 статьи 5 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Работодатель должен ознакомить работников, на рабочих местах которых установлены допустимые условия труда, с декларацией соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и заключением эксперта об отсутствии вредных или опасных производственных факторов на рабочем месте.

Кроме того, по результатам проведенной СОУТ необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор (оформить дополнительное соглашение).

Ситуация: необходимо ли ознакомлять вновь принятого работника с существующей картой специальной оценки условий труда, если в трудовом договоре указаны условия труда на рабочем месте

Да, необходимо.

Прием на работу сотрудника производится в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, при этом статья 212 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Согласно статье 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

  • условия труда на рабочем месте;
  • гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Частью 2 статьи 5 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определено, что работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Таким образом, проводить ознакомление вновь принятого работника с существующей картой СОУТ необходимо. С картой СОУТ можно ознакомить работника, например, при проведении вводного инструктажа специалистом по охране труда.

Ситуация: как зафиксировать факт ознакомления вновь принятого работника с картой специальной оценки условий труда

В действующем законодательстве данный вопрос не отрегулирован. С одной стороны, вносить изменения в действующие карты СОУТ запрещено. С другой стороны, работодатель обязан ознакомить работника с результатом проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда. Можно поступить несколькими способами.

В карте СОУТ есть строчка «С результатами специальной оценки условий труда ознакомлен(ы):». Именно в ней напротив своей фамилии, внесенной в карту СОУТ, работник может поставить подпись.

Можно факт ознакомления работника с результатами проведенной СОУТ оформить на листе ознакомления, а не в карте СОУТ. В этом случае во избежание претензий со стороны надзорных органов следует сделать такой лист ознакомления неотъемлемой частью соответствующей карты СОУТ.

Ситуация: с какой информацией об условиях труда на рабочем месте нужно ознакомить работника, если спецоценку на конкретном рабочем месте еще не проводили

Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ).

В трудовой договор обязательно включить следующую информацию (ст. 57 ТК РФ):

  • условия труда на рабочем месте;
  • гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда, если работника принимают на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

В трудовом договоре можно указывать только документально подтвержденную информацию.

В данном случае, если нет факторов, дающих право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, в трудовом договоре с работником можно указать, что класс условий труда на рабочем месте не установлен. При этом не будет нарушения ни статьи 212, ни статьи 57 Трудового кодекса РФ, так как у работодателя нет официальной информации об условиях труда на данном рабочем месте.

Если проводились какие-либо измерения или исследования вредных и опасных производственных факторов и они были выявлены, необходимо указать их наличие.

Работодатель обязан провести внеплановую специальную оценку условий труда на вновь организованном рабочем месте в течение 12 месяцев.

Ситуация: Должен ли работодатель предоставить работнику копию карты СОУТ

Должен, если работник написал письменный запрос.

Работодатель знакомит работника с картой СОУТ под подпись. Копию карты работнику не выдают.

Если работник написал письменный запрос на предоставление ему копии карты СОУТ, то работодатель обязан оформить такую копию за свой счет, заверить ее и выдать сотруднику в течение трех рабочих дней (ч. 1 ст. 62 ТК РФ).

Подача декларации в трудовую инспекцию

Представьте в трудовую инспекцию по местонахождению организации декларацию на рабочие места, на которых:

  • вредные или опасные производственные факторы не выявлены;
  • условия труда по результатам исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми.

Ее форма и порядок подачи утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н. Работодатель должен подать декларацию не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ.

Внимание: декларированию не подлежат:

  • рабочие места сотрудников, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781;
  • рабочие места, предполагающие гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций или СОУТ были установлены вредные или опасные условия труда.

Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда можно представить:

  • лично;
  • по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении);
  • через Интернет на официальном сайте Роструда, если декларация подписана квалифицированной электронной подписью.

Представленная декларация будет действовать в течение пяти лет со дня, когда был утвержден отчет о проведении СОУТ (ч. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

Если за этот период на производстве не произойдет профзаболеваний или несчастных случаев, то действие декларации продлится еще на пять лет. В течение этого периода работодатель может не проводить спецоценку. Если у кого-то из работников будет выявлено профзаболевание или произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных или опасных факторов, то действие декларации в отношении такого рабочего места прекратится. Работодатель должен будет провести внеплановую специальную оценку условий труда и вновь подать декларацию (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

Подробнее см. Как подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Основания для проведения внеплановой СОУТ

Проведите внеплановую специальную оценку условий труда в случаях и в сроки, которые указаны в таблице (ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Сроки проведения и основания внеплановой спецоценки условий труда

В течение 12 месяцев со дня события В течение 6 месяцев со дня события
Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;*изменение технологического процесса, замена производственного оборудования** Получение работодателем предписаний инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки условий труда;изменение состава применяемых материалов и сырья;**изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;**

несчастный случай на производстве или выявленное профзаболевание у сотрудника, причины которых – воздействие вредных или опасных производственных факторов;

мотивированное предложение профсоюза о проведении внеплановой спецоценки условий труда

* Если рабочие места организовали на срок меньше 12 месяцев, например, для временной или сезонной работы, спецоценку нужно провести в период осуществления на них производственной деятельности (письмо Минтруда России от 28 августа 2017 г. № 15-1/ООГ-2410).

** Которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников.

Если поменялись фамилия, имя или отчество работодателя-предпринимателя либо произошла реорганизация работодателя и при этом не наступили события из таблицы выше, спецоценку проводить не надо.

Ситуация: нужно ли проводить СОУТ при приеме второго работника на ранее оцененное рабочее место

Нет, не нужно. Вопросы приема и увольнения работников не связаны с проведением специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Основная задача проведения СОУТ – установление класса условий труда на каждом рабочем месте. Условия труда на конкретном рабочем месте не зависят от фамилии, имени и отчества работника, работающего на этом рабочем месте.

Отчет о проведении СОУТ оформляют согласно Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. В соответствии с инструкцией в строке 020 карты СОУТ указывают численность работников, занятых на данном рабочем месте, за месяц, предшествующий заполнению карты. На работодателя это не накладывает каких-либо ограничений.

Ситуация: нужно ли повторно проводить СОУТ, если изменилось наименование должности работника без изменения условий труда и его трудовой функции

Нет, не нужно.

Внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться, если изменения наименования рабочего места не повлекли за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, указанных пунктами 3–5 и 7 части 1 статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а именно:

  • не изменился технологический процесс, не заменено производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников;
  • не изменился состав применяемых материалов или сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников;
  • не изменились применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников;
  • отсутствует мотивированное предложение выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией (ч. 4 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Ситуация: нужно ли проводить внеплановую спецоценку при реорганизации

Нет, не нужно, если при реорганизации рабочие места и условия труда не изменяли, а новые рабочие места не вводили.

Организация должна провести внеплановую спецоценку только в определенных законом случаях (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Например, если организация после реорганизации сменит фактический адрес и переедет в другой офис или переместит отдельные рабочие места в другие помещения, то работодателю придется провести внеплановую спецоценку в общем порядке (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Если произошла реорганизация, но при этом рабочие места и условия труда не поменяли, а новые рабочие места не вводили, внеплановую спецоценку можно не проводить. При этом решение о непроведении внеплановой спецоценки принимает комиссия и фиксирует в протоколе (п. 3 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Аналогичные разъяснения дает Минтруд России в письмах от 2 ноября 2016 г. № 15-1/ООГ-3847 и от 3 ноября 2016 г. № 15-1/ООГ-3913.

Если при реорганизации изменили условия труда на существующих рабочих местах либо ввели новые рабочие места, внеплановую спецоценку нужно провести в общем порядке.

Ситуация: кто обязан проводить спецоценку, если работодатель арендует площадь с рабочими местами для сотрудников

Организовать проведение спецоценки должен работодатель, даже если он арендует площадь с рабочими местами для своих сотрудников (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

При этом не имеет значения, на основании какого права работодателю принадлежат эти помещения: права собственности или временного пользования, то есть аренды. Это следует из положений статьи 212 Трудового кодекса РФ, а также статей 4, 8, 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Любой работодатель обязан провести спецоценку условий труда своих сотрудников независимо от того, является он собственником или арендатором помещения.

Ситуация: нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если организация сменила наименование, ОГРН, банковские и иные реквизиты

Нет, не нужно.

Организация должна провести внеплановую спецоценку только в определенных законом случаях (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Если организация поменяла только наименование, банковские или иные реквизиты, а сами рабочие места и условия труда не изменились, то проводить внеплановую спецоценку не нужно.

Решение о непроведении внеплановой спецоценки принимает комиссия и фиксирует документально, например, в протоколе (п. 3 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 21 мая 2015 г. № 15-1/ООГ-2852.

Ситуация: нужно ли проводить внеплановую спецоценку при переезде организации в другой офис или при перемещении отдельных рабочих мест в другое помещение

Да, нужно.

При переносе рабочих мест в другие помещения условия труда могут измениться. Работодатель заново организует и вводит в эксплуатацию новые рабочие места, у организации появляется основание для проведения внеплановой спецоценки. Внеплановую спецоценку проведите в течение 12 месяцев со дня переезда рабочих мест в новый офис, помещение.

Это следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичную позицию занимают специалисты Минтруда России в письме от 23 января 2017 г. № 15-1/ООГ-169.

Экспертиза качества СОУТ

Государственную экспертизу условий труда (далее – Экспертиза) проводят для оценки (ст. 216.1 ТК РФ):

  • качества проведения специальной оценки условий труда;
  • правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • фактических условий труда работников.

Экспертиза носит заявительный характер. Возможны три основания для Экспертизы.

Первое основание: представление территориального органа Роструда в связи с осуществлением контроля за соблюдением требований Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Территориальный орган Роструда может действовать в том числе по заявлениям:

  • работников;
  • профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • работодателей, их объединений;
  • страховщиков, обратившихся в Государственную инспекцию труда.

Второе основание: заявления органов исполнительной власти, работников, профессиональных союзов, их объединений, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

Третье основание: определения судебных органов.

Если заявителем является работник, государственную экспертизу условий труда проводят только на его рабочем месте.

Ответственность

Штраф должны рассчитывать в целом по организации за факт совершения административного правонарушения, однако контролирующий орган может придерживаться другой позиции и назначить штраф исходя из количества рабочих мест, на которых не проводилась спецоценка.

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа (часть 2 статьи 5.27.1 КоАП):

  • на должностных лиц – в размере от 5000 до 10 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
  • штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;
  • штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций.

Кроме того, за нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения СОУТ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ст. 14.54 КоАП РФ):

  • на должностных лиц – в размере от 20 000 до 30 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 руб.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет;
  • штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Эксперт организации, проводившей спецоценку, совершивший при проведении СОУТ административное правонарушение, несет административную ответственность как должностное лицо.